Антонина Михайловна Зелинская
Колдовство — это слово искаженное, от ведовства — значит, ведающий человек (знающий секреты). Как правило, ведающими знаниями в магии. Колдунами, ведьмами в основном называли людей, которые могли совершать обряды, исцелять, наводить порчи и проклятья…
Колдовство преследовалось во все времена, а колдунов и ведьм сжигали на кострах…
Содержание:
Откуда пошло слово «колдун», до сих пор спорят ученые мужи.
Слово напоминает и греческое καλέω – «призывать», и древненемецкое halon –«звать», и литовское kalba – «язык». Роднит эти слова то, что все они связаны с речью. В древнерусской традиции колдунов называли «ведьмами» и «ведьмаками». То есть, уже не просто говорящими, а ведающими. Знающими что-то большее, чем было доступно обычным людям.
Негативный оттенок колдовство получило только с пришествием Христианства. Изначально же, ведьмы и колдуны, были уважаемыми людьми. К кому еще идти, когда болеет ребенок, у коровы пропадает молоко или урожай гибнет от засухи?
Колдуньи могли договориться с духами воды и земли, заговорить рану, вернуть любимого. С Сатаной, как их обвиняют до сих пор, они не могли общаться по определению – ведьмы появились задолго до разделения загробного мира на ад и рай.
Страшными, злыми, беззубыми и жадными колдунов и ведьм стали описывать тоже достаточно поздно. Возможно, тогда, когда религия осознала, что рискует проиграть битву с магами. Ведь за магией было большое прошлое и хорошая репутация. Нарождающаяся религия монотеизма вынуждена была действовать «огнем и мечем», чтобы избавиться от язычников-знахарей, язычников-колдунов, язычниц-повитух.
Те, кто пришли на смену язычникам, не гнушались черным пиаром. Так ведьма превратилась в отвратительную старуху, которая питается младенцами. Смертность при родах, несмотря на ухищрения древних акушерок, была большой. Так что, подлатать факты и выдать помощь за её противоположность было несложно. Колдовство стало пособничеством Сатаны. Хотя, когда магия зародилась, ни о каком Сатане еще и слыхом не слыхивали.
Справедливости ради, надо сказать, что колдуны, и правда, сотрудничали, не только с добрыми духами. Для охраны деревни от окружающего незнакомого мира колдуны шли на любые меры. Общение колдунов не только с духами природы, но и с представителями загробного мира не казалось ни странным, ни предосудительным. Если для осуществления магии нужна была жертва, то в далекие времена, это считалось естественным.
Но что такое магия? Вот человек, затачивая стрелу для лука, шепчет заклинания. Он тщательно расписывает лук орнаментом-оберегом, которому научил его еще прапрадед. Он идёт на охоту и убивает животное, за которым шел. Что сработало? Где закончилось мастерство, и началась магия? Религия, пришедшая на смену язычеству тоже не смогла ответить на этот вопрос. Поэтому в полях можно было увидеть крестьян, льющих на землю молоко, и при этом читающих молитву – с наступлением христианства на всякий случай, в один обряд сваливали сразу всё. Но что именно помогало году быть урожайным? Вера, магия или случайность? Современные маги ответят на этот вопрос однозначно.
С наступлением религии, магии приходилось всё труднее. Религия отвоевывала позиции, забирая даже то, что по праву принадлежало магам. Так задолго до того, как ночь с 18 на 19 января назвали Рождеством, маги знали, что в эту ночь вода становится особенной во всех открытых водоемах. Поэтому во льду делали проруби – открыть воду. С наступлением христианства прорубь стали рубить в форме креста, и приписывать чудодейственность воды не природным силам, а силе молитвы надо водой.
В средневековье гонения на колдунов и ведьм приобрело масштаб катастрофы. Женщин заживо сжигали за сбор трав, за чтение заговоров (а ведь это было древней традицией), за любое непонятное поведение, за цвет волос или глаз… В России гонения были не так ярко выражены. Но сказать, что в ведьм не верили, или не боролись с ними, нельзя. Еще в «Повести временных лет» находим упоминание «бесовских волхований через женщину». В церковном уставе Владимира Святославовича уже наряду с «еретичеством» встречается «ведовство». Дальше больше. В церковном судебнике 13 века читаем:
«Если жена будет чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, уличив, накажет ее, но не разведется».
То есть, наказание за магию уже есть, но пока мягкое.
Истерия по поводу колдовства и магии на Руси, как и в Европе, развивалась постепенно. В 1411 году во Пскове сожгли двенадцать колдуний, почитав, что это они наслали чуму на город. Через три года в Можайске была сожжена «за волшебство» боярыня Мамонова. Не перестал бороться с ведьмами даже Иван Грозный, правивший на Руси полтора века спустя.
Правители Руси боялись и уважали колдунов. Так, Софья и Петр I, сражаясь за престол, пользовались услугами колдунов, пытаясь извести друг друга. Однако, вызванные к Петру колдуны Ибрагим Долоткозин и Кородолей предсказали Петру победу.
Так и вышло.
Только, пользуясь услугами чародеев, Петр I параллельно усложнял им жизнь. В 1716 году в «Артикулах воинских» значится: «Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтобы он кому другому вред учинил, оный равно так, как чародей сам, наказан будет». То есть, теперь наказанию подлежали не только исполнители колдовства, но и заказчики.
Официально колдунов и ведьм перестали преследовать в России в 19 веке. На официальном уровне чародейство признали «невежеством», за которое, вроде бы, не судят. Но запущенный механизм ненависти еще долго бурлил в среде простого народа. Веками запугиваемые сказками про ведьм, так просто перестать уничтожать их крестьяне не могли – в деревнях по-прежнему нередки были случаи убийства за подозрения в магических действиях.
Если религия резко противопоставила себя магии, то наука, наоборот, оказалась с ней в одной плоскости. Вспомним хотя бы Джордано Бруно. Его, как колдуна, сожгли за несогласие с христианскими догматами и за упорство в своих научных идеях. Такие идеи вообще трудно пробивают себе дорогу в нашем мире. Всё что непривычно, обывателей пугает. Проходят века, прежде чем электричество или биополе признают научным фактом и перестают считать магией в самом обывательском понимании этого слова
И в «новое, просвещенное» советское время борьба с колдовством и колдунами продолжалась даже на правительственном уровне. То и дело на территории Поволжья и Сибири находили шаманов. Не убивали, но сильно осложняли им жизнь. Им не давали вступать в колхозы. А без этого людям грозила голодная смерть.
Шаманов вынуждали отречься от своего колдовства. Их сажали, ссылали в лагеря. При этом, ходят упорные слухи, что в моменты особой опасности советские власти и сами обращались за помощью к колдунам. Так, Сталин активно интересовался оккультными науками (ну не магия — наука!) Доподлинно известно, что он регулярно общался с потомственной ведьмой Натальей Львовой. И после таких консультаций в правительстве начинались не поддающиеся логике кадровые перестановки. Все это напоминает действия более ранних, и не только отечественных правителей.
Как говорил Воланд:
«ну что ж, обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
Шаманы, маги, ведьмы, экстрасенсы и целители. В давние времена, к колдовству причисляли и гадалок, ясновидящих и прорицателей.